Советский ледокол «Красин»
Знаменитая комбинация сигналов азбуки Морзе три точки, три тире, три тире могла вполне стать своеобразным гимном ледокола «Красин». Он спас тысячи людей с терпящих бедствие судов застрявших во льдах полярных экспедиций. Этому ледоколу также принадлежит роль первооткрывателя Северного Морского пути — основной транспортной артерии советской Арктики. Именно с помощью этого судна были открыты первые нефтяные и газовые месторождения на дне океана.
Дата службы на море легендарного ледокола совпадает с рождением и закатом Советского Союза. Первые удары судового колокола прозвучали на борту в 1917 году, а в 1991 году «Красин» стал на вечную стоянку в Санкт-Петербурге. Основные маршруты ледокола пролегали по Северному Ледовитому океану. С 30-х годов XX века началось активное освоение Северного Морского пути. Ледокол «Красин» дошел до порта Тикси в Якутии, открыв в Арктике движение грузовых судов. Во время Второй мировой войны ледокол совершил кругосветное плавание с бухты Провидения на Чукотке до американского континента, где его оснастили пушками для проводки конвоев. Вернувшись в Европу, ледокол «Красин» отправился вместе с первым военным конвоем из Рейкьявика в Мурманск.
История ледокольного флота началась в середине XIX века. В то время представления географов о северных широтах было весьма приблизительны. Арктические льды являлись непреодолимым препятствием. Русский адмирал Степан Макаров стоял у истоков российского ледокольного флота и считал, что освоение севера возможно только с помощью определенного типа кораблей.
Адмирал Макаров подхватил идею Михаила Бритнева, русского судовладельца, который в 1864 году хотел продлить навигацию в Финском заливе, чтобы перевозить как можно больше своих грузов. Для этого он придумал у обычного буксира срезать острый нос, чтобы он мог наползать на лед и ломать его собственной тяжестью.
Сначала подобные корабли были слишком маломощными для льдов Северного Ледовитого океана. Первый ледокол арктического класса был построен в 1898 году по заказу русского правительства на верфи «Armstrong Whitworth & Co» в Ньюкасле. Когда после первых походов этого ледокола были видны все недостатки, было принято решение построить второй ледокол. Так в 1916 году на свет появился более мощный ледокол «Святогор». Это имя корабль носил первые 10 лет своей службы. Корпус судна имел бочкообразный вид, что сказывалось на удобстве движения во льдах, но крайне осложняло жизнь команде в свободной воде — высокие волны легко заваливали судно на борт, вызывая сильнейшую качку.
ледокол «Святогор»
История русского ледокола «Святогор» началась с того, что его затопили в 1918 году в устье Северной Двины, чтобы предотвратить путь английским военным кораблям. Однако интервенты все равно взяли город Архангельск, а «Святогор» стал трофеем. Корабль подняли со дна и отправили в Англию. Но вскоре благодаря усилиям Леонида Борисовича Красина российского Торгпреда в Англии, ледокол был возвращен в Россию. За него российскому правительству пришлось выложить круглую сумму. Позже судно было переименовано в честь своего спасителя.
ледокол «Красин» на модернизации в Германии
Сейчас пароход выглядит совершенно иначе, чем на заре своей службы. В 1956 году ледокол был отправлен на модернизацию в Германию, после которой от прежнего судна, по сути, осталась только бортовая обшивка, которая в некоторых местах достигает толщины пяти сантиметров. До модернизации в 50-х годах прошлого века на ледоколе было две трубы высотой около 17 метров для лучшей тяги, но когда на судне были установлены котлы нового образца, необходимость в тяге исчезла. Теперь на пароходе «Красин» всего одна труба высотой 4,5 метра.
ледокол «Красин»
капитанская каюта
на ходовом мостике
на верхней палубе ледокола «Красин»
Многое изменилось и внутри ледокола. Там стало гораздо просторнее. Вместо десяти кубриков на 10-15 человек появились двухместные каюты.
Конечно же, самым комфортабельным местом на борту ледокола считается капитанская каюта. Она состоит из трех блоков: рабочий кабинет, салон и спальня. В кают-компании ледокола находится стол необычной формы — одна его сторона уже другой. Это сделано для того, чтобы все сидящие могли хорошо видеть друг друга.
По соседству каюты капитана находится каюта начальника экспедиции, которая уступает по всем параметрам «капитанской». Начальник самой знаменитой экспедиции на борту ледокола «Красин» был Рудольф Самойлович, который руководил работами по спасению итальянского генерала Нобеля и его команды в 1928 году. Эта операция принесла ледоколу «Красин» мировую славу.
подвиг ледокола «Красин»
Милан 15 апреля 1928 года. Дирижабль «Italia» под командованием известного ученого Умберто Нобиле, отправляется на покорение северного полюса. 23 мая с острова Шпицберген он взял курс на самую северную точку планеты. Через два дня вблизи полюса при полете на большой высоте обледенение в носовой части дирижабля, привело к клину руля высоты и неуправляемое воздушное судно рухнуло на ледовой шельф. В живых остались 9 человек, включая тяжело раненного Нобиле. Из уцелевшего снаряжения пострадавшим удалось найти лишь одежду, немного еды, палатку и коротковолновую радиостанцию.
Спустя две недели после катастрофы дирижабля советский радиолюбитель поймал сигнал бедствия. Вскоре удалось установить координаты пропавшей экспедиции. Однако тяжелые арктические условия не позволяли произвести посадку самолета. Прийти на помощь мог только ледокол, и правительство Италии обратилось за помощью к СССР.
12 июня 1928 года СССР незамедлительно откликнулся на призыв итальянского правительства о помощи. Специально созданная комиссия подробно изучив обстановку приняло решение направить в район бедствия Краснознаменный ледокол «Красин» — гордость советского флота. Начальником спасательной экспедиции был назначен профессор Самойлович, капитаном ледокола тогда был опытный судоводитель Эгге. На борт был погружен трех моторный «юнкерс» для ведения воздушной разведки.
16 июня 1928 года советский ледокол «Красин» вступил в полосу сплошных льдов. Неожиданно ухудшилась погода. Туман был такой, что с ходового мостика не было видно носа корабля, но ледокол продолжал идти на предельно малой скорости.
1 июля 1928 года ледокол «Красин» вошел в район арктических льдов, толщина которых достигала свыше 1 метра. Борясь с торосами, пароход уверено продвигался к полюсу, однако капитан был обеспокоен, из-за медленного продвижения увеличился расход угля и продовольствия. Он переживал — ресурсы нужно рассчитать так, чтобы самим не остаться в Арктике.
10 июля 1928 года летчик Чухновский вылетел на воздушную разведку и обнаружил покинувших лагерь бедствия полярников. Но только команда обрадовалась, случилось непоправимое — «юнкерс» попал в снежную бурю и разбился. Сам летчик остался жив, но предстояло решить, кому идти на помощь. Чухновский передал по радиостанции, чтобы сначала спасли итальянцев и только после этого он скажет свои координаты. У спасателей не оставалось выбора, и они продолжили поиски обломков дирижабля.
12 июля 1928 года ледокол «Красин» поднял на борт двоих вышедших из группы, которые были в очень плохом состоянии. Позже экипажу судна удалось снять с льдины Чухновского, который был даже не ранен. На все это ушло много времени, и капитан боялся, что не успеет на помощь остальным.
Наконец, 12 июля 1928 года ледокол «Красин» нашел палатку. Люди месяц пробыли на льдине. Практически все находились на грани смерти, с множеством обморожений и травм, полученных еще при падении дирижабля. Когда весь мир уже потерял надежду ледокол «Красин» вырвал из ледового плена всех участников экспедиции генерала Нобиле.
Подняв на борт всех спасенных итальянских полярников, советский ледокол лег на обратный курс, а радостная новость мгновенно облетела весь мир. Но 4 октября ледокол принял еще один сигнал бедствия. Немецкий пароход «Monte Cenvartes» столкнулся с айсбергом, который пропорол левый борт. Капитан Эгге понимал, что если ему не помочь это будет второй «Титаник». Несмотря на сломанный винт и работающие на пределе машины он приказал идти на помощь. Спасая других экипаж советского ледокола не жалел ни себя, ни свой ледокол. Чтобы заделать пробоину лайнера капитан приказал вырвать из палубы машинного отделения железные листы настила, чтобы заделать пробоину на круизном пароходе. В результате ледокол «Красин» одержал еще одну победу.
С успехом завершив свою экспедицию по спасению Нобиле, ледокол «Красин» стал своеобразным брендом СССР. Весь мир, следивший за этой арктической эпопеей, признал, что «Красин» сыграл в ней решающую роль. На родине ледокол ждал настоящий прием.
Пятого октября 1928 года пробыв почти четыре месяца в экспедиции, героический пароход прибыл в Ленинград, где его ожидала торжественная встреча. На набережной собралось около 200 тысяч человек и когда «Красин» в сопровождении эскорта кораблей вошел в Неву, даже портовые краны склонились в почтении. Так ледокол приветствовали рабочие Адмиралтейства.
встреча легендарного ледокола «Красин» в порту
Открыв дорогу в Арктику ледокол «Красин» водил караваны грузовых судов по Северному Морскому пути, участвовал в спасательных экспедициях, занимался изучением высоких широт. Вторая мировая война превратила его в боевой корабль, но для того чтобы ледокол мог сопровождать полярные конвои, перевозящие военные грузы в Советский Союз, его вооружили пушками и пулеметами, установленные в Америке. Уже в конце апреля 1942 года в составе конвоя PQ15, в котором участвовали 26 транспортов и 20 кораблей охранения ледокол вышел из Рейкьявика в порт Мурманск.
После войны ледокол «Красин» продолжил работу в Арктике, однако ледокольные суда нового поколения атомоходы, постепенно взяли на себя проводку судов в высоких широтах.
С 1972 года «Красин» использовался в качестве научно-исследовательской плавучей базы для геологов. Все первые газовые и нефтяные шельфы, лежащие на глубине Северного Ледовитого океана, были открыты с помощью ледокола «Красин».
В 1998 году после последнего похода «Красин» чуть не отправили на слом, но его верная команда отстояла легендарный корабль. Теперь ледокол «Красин» числится в составе российского флота, и каждый год проходит специальную техническую проверку, а при необходимости может выйти в море.
Овеянный славой корабль стал сюжетом для многочисленных картин и книг. Конверты и открытки марки и значки тиражировались десятками лет. А поэты старались передать в стихах тот особый дух арктической романтики, который с такой силой владел когда-то умами человечества.
Ледокол-музей «Красин» сейчас является одним из любимых и популярных морских музеев среди жителей и гостей Санкт-Петербурга. На корабле можно полюбоваться более 700 экспонатами и окунуться в романтический мир полярных исследований.
ледокол-музей «Красин»
Технические данные ледокола «Красин»:
Водоизмещение — 10200 тонн;
Длина — 99,8 м;
Ширина — 21,6 м;
Осадка — 7,8 м;
Силовая установка — паровая машина с тремя водотрубными котлами общей мощностью 11400 л.с.;
Скорость хода — 16 узлов;
Автономность — 56 суток;
Дальность плавания — 6800 миль;
Экипаж — 112 человек;
- Комментарии
Категории
- Морские новости
- На острие прогресса
- Интересные факты
- Современный флот
- Морские перевозки
- Container ships
- Круизные лайнеры
- Морские круизы
- Речные прогулки
- Cruise ships
- Картины кораблей
- Парусные корабли
- Парусные и моторные яхты
- Военные корабли
- Подводные лодки
- Naval ships
- Флотская энциклопедия
- Исторический экскурс
- Мореплаватели и первооткрыватели
- Классификация
- Двигатели и установки
- Парусное вооружение
- Морские узлы