Трафальгарское сражение
На исторические события в Европе конца XVIII начала XIX столетия главным образом влиял один человек, Наполеон Бонапарт. Французы имели превосходство уже в 1803 году, но помыслы императора простирались через пролив Ла-Манш к британским островам. Наполеон не сомневался, что когда-нибудь ему выпадет случай победить заклятого врага. Он также осознавал, что покорение Великобритании невозможно без покорения британского флота. Его попытка достичь намеченной цели вылилось в кровавое морское сражение недалеко от испанского города Кадис. Этот морской бой стал одним из известных в мировой истории военного флота, и сегодня его именуют Трафальгарским морским сражением.
В 1805 году основной наземной силой Европы была армия Первой французской империи под командованием Наполеона. На море главной силой был королевский военно-морской флот Великобритании. В ходе войны Британия ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило ей мобилизовать имеющиеся морские силы. Несмотря на пару удачных прорывов морской блокады, французским военным кораблям не удалось окончательно прекратить действия британского флота, который мог осуществлять атаки, как на своей территории, так и за ее пределами. Наполеон проводил похожую политику: им была основана континентальная блокада, запрещающая всем подвластным и зависимым от Франции странам, а также ее союзникам вести торговлю с Британскими островами. Таким образом, была нарушена связь Великобритании с Европой, что привело к вынужденной атаке врага на земле.
После того как Третья коалиция объявила войну Франции после непродолжительного Амьенского мира, Наполеон, лишившийся флота поневоле вернулся к былым планам завоевания Англии. Основная часть французского флота находилась в Бресте (полуостров Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря. Наполеон же разбил свой лагерь в Булонии. Этот порт был выбран не случайно. Он имел небольшое расстояние до Англии, а также в древности вторжение Юлия Цезаря в Англию с этого плацдарма увенчалось успехом. Вскоре тихая Булонская гавань с 5 тысячами жителей, превратилась в портовый город с населением 40 тысяч человек, став идеальным опорным пунктом для вторжения в Англию. В короткий срок здесь вырос порт готовый принимать лучшие современные корабли и суда. Кроме этого на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.
Морской план Наполеона состоял в том, что французские военно-морские силы в Средиземном море и испанский военный флот в Кадисе должны были прорвать морскую блокаду и соединиться в Вест-Индии. После этого им предлагалось помочь французским силам в Бресте вырваться из блокады и очистить Ла-Манш от английских парусных кораблей, чтобы обеспечить безопасную высадку десанта. Самым ответственным офицером, которому можно было доверить командование Средиземным флотом Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.
Этим временем в Булонию стягивались большие силы. На всех верфях Франции строились канонерские лодки, плоскодонки, шаланды. Со всех сторон сыпались пожертвования для создания огромного военного флота. Проводилась тотальная мобилизация. Днем и ночью в порту кипела работа. У каждого француза была в сердце надежда взять реванш и отомстить Англии. Все взгляды были устремлены в море.
Отборные силы проходили ежедневное обучение. В итоге в Булони было сосредоточено около 150 тысяч солдат, 72 тысячи пехотинцев, 9 тысяч канониров, 400 единиц тяжелой артиллерии и флот, насчитывающий 21 тысячу моряков. Оставалось лишь выманить британский флот из Ла-Манша, так как десант был совершенно беззащитным перед британскими линейными кораблями.
Такая численность, конечно же, не могла не беспокоить Англию. Кроме того они знали, что по ту сторону Ла-Манша стоит лучшая армия в Европе, которая была готова к сражению.
Наблюдая за усилением французской армии, британское сообщество потребовало от своего правительства ответных действий. В результате были приняты меры по укреплению оборонительных сооружений, а также обновлению военного флота. Так в 1803 году на службу было дополнительно принято 20 тысяч человек главным образом из числа моряков торгового флота. Всего за год у британцев появилось 80 новых военных кораблей.
В начале XIX века еще до строительства новых кораблей британский флот был самым профессиональным в мире. Матросы и офицеры имели за плечами прекрасное обучение. Они были опытны, дисциплинированны и представляли собой внушительную военную силу. Французские моряки не испытывали недостатка храбрости однако они уступали британцам в искусстве мореплавания и опыта.
Тем временем адмирал Пьер Вильнёв был назначен командующим Объединённым флотом Франции и Испании, который держал свой флаг на флагманском корабле «Bucentaure». Это было новейшее сверкающее двухпалубное судно с хорошо обученной командой, и имеющее 80 орудий.
Союзники совместными усилиями разработали план, по которому предполагалось мнимым походом заманить британский флот в Карибское море, чтобы выиграть время для военного вторжения в Англию через пролив Ла-Манш. Адмирал Пьер Вильнёв должен следовать в Вест-Индию, уходя от преследования противника, а затем, воссоединившись с испанским флотом, вернуться в Европу, чтобы в военной операции сыграть свою роль.
Итак, 30 марта 1805 года Адмирал Пьер Вильнёв вышел из порта Тулона, и, прорвав блокаду Нельсона, отправился на Мартинику. Адмирал Нельсон взял курс за неприятельскими кораблями.
Постоянно уходя от погони французам пришлось нелегко. Корабли специально не заходили в порты для пополнения запасов. Кроме того в Атлантике начались жестокие штормы. 22 июля 1805 года 20 кораблей адмирала Вильнёва в составе 14 французских и 6 испанских парусников в условиях густого тумана столкнулись у мыса Финистерре с 15 военными судами адмирала Колдера, который двинулся им навстречу. Вскоре британцы скрылись в тумане, а французы на утро не досчитались двух испанских кораблей.
Потратив на морское путешествие около 6 недель, в результате которого заболело около 1000 человек, привела Вильнёва и команды кораблей в растерянность. Адмирал, теряющий с каждым днем надежду на успех своей миссии, не знал, куда идти дальше. Поскольку изначальный план осуществить не удалось, он со своими кораблями отправился назад в Кадис. Прибыв в Кадис в сентябре 1805 года, к разочарованию Вильнева его корабли не смогли пополнить запасы, так как денег не прислали. Лазарет был переполнен больными цингой, дизентерией, чахоткой и другими болезнями. Боевой дух падал.
Положение французов усугубилось еще и тем, что Нельсон узнал об их планах в мельчайших подробностях. Он отправил свои корабли через Атлантику, и стал на якорную стоянку у Гибралтара еще до того как Вильнев прибыл в Финистерр. Этим маневром Нельсон перекрыл французам путь в Британию, и начал готовиться к морскому сражению.
Наполеон узнав, что адмирал Вильнёв вернулся в порт Кадис, в гневе приказал снять его с должности, заменив флотоводца вице-адмиралом Розели. Также император 17 сентября 1805 года направил Вильнёву приказ, в котором говорилось, чтобы он всем объединенным флотом снялся с якоря, и прибыл в Картахену, где соединившись с силами испанского контр-адмирала Сальседо, высадил войска в Неаполе. С этого плацдарма неприятель и должен был с севера вторгнуться в Неаполитанское королевство. Но к несчастью императора, Розели задержался в пути и не успел принять командование объединенной эскадрой до битвы при Трафальгаре. А Вильнёв, которого подстегивало назначение Розели, решил выполнить приказ императора и покинул порт Кадис. 18 октября адмирал Вильнёв отдал приказ 33 линкорам, 5 фрегатам и 2 бригам идти к Гибралтару.
схема расположения кораблей во время Трафальгарского морского сражения
21 октября 1805 года Вильнёв близ мыса Трафальгар повел свои экипажи кораблей на морской бой. За несколько месяцев до битвы еще в Тулоне, французский адмирал изложил командирам кораблей план консервативных англичан. Британцы не удовольствуются единой линией кораблей параллельно французскому строю, они выставят две колоны под прямым углом к ним и попытаются прорвать французский корабельный строй в нескольких местах, чтобы затем добить разрозненные силы. Кроме того 33 французских корабля, против 27 английских судна, считалось неким преимуществом. Однако орудия кораблей адмирала Вильнёва были не совсем точными и наносили мало урона, а перезарядка была чрезмерно долгая.
План британцев был намеренно прост. Они раздели флот на две эскадры. Одной командовал адмирал Горацио Нельсон, который намеревался разорвать цепь неприятеля и уничтожить корабли, находящиеся в авангарде и в центре, а вторая эскадра под командованием контр-адмирала Катберт Коллингвуда должна была атаковать противника с тыла.
В 06:00 21 октября 1805 года британский флот выстроился в две линии. Флагманским кораблем первой линии, состоящей из 15 кораблей, был линкор «Royal Sovereign», на котором шел контр-адмирал Коллингвуд. Вторая линия под командованием адмирала Нельсона состояла из 12 кораблей, а флагманом был линкор «Victory». Деревянные палубы были посыпаны песком, который защищал от огня и впитывал кровь. Убрав все лишнее, что могло помешать, матросы приготовились к бою.
В 08:00 адмирал Вильнёв отдал приказ изменить курс и вернуться в Кадис. Такой манёвр перед началом морского боя расстроил боевой порядок. Французско-испанский флот, представляющий собой строй в виде полумесяц, выгнутый вправо в сторону материка, начал как попало разворачиваться. В строю кораблей появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, были вынуждены «выпасть» из строя. Адмирал Нельсон тем временем приближался. Он был намерен разбить линию до того, как французские парусники приблизятся к Кадису. И это ему удалось. Началось великое морское сражение. Полетели ядра, стали ломаться и падать мачты, гибли люди, кричали раненные. Стоял полный ад.
В ряде сражений, в которых победу одерживали британцы, французы занимали оборонительную позицию. Они стремились ограничить ущерб и увеличить шансы на отступление. Такая позиция французов вылилась в ущербную военную тактику. Например, оружейным расчетам было приказано целиться в мачты и снасти, чтобы лишить противника возможности преследовать французские корабли в случае их отступления. Британцы всегда целились в корпус судна, чтобы убить или покалечить команду противника. В тактике ведения морского боя самым эффективным считался продольный обстрел кораблей противника, при этом обстрел велся в кормовую часть. В этом случае при точном попадании ядра проносились от кормы к носу, нанося судну невероятный ущерб по всей его длине. Во время битвы при Трафальгаре от такого обстрела пострадал французский флагманский корабль «Bucentaure», который спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. В ходе схватки не всегда получалось выполнить сложный маневр, необходимый для продольной атаки корабля. Иногда корабли становились бортами друг другу и открывали огонь из короткого расстояния. Если команда корабля, пережившая страшный обстрел выживала, то ее ждала рукопашная схватка. Противники часто стремились захватить корабли друг друга.
В те дни тактику морского боя диктовали практические особенности и оснастка кораблей. Орудия находились главным образом по бортам. Это означало, что перед тем как начать обстрел корабль должен развернуться бортом к противнику. Часто парусные корабли выстраивались сплошными линиями, что позволяло им активно обороняться. Разорвать такую линию было непросто. Для этого надо было пройти мимо двух кораблей противника, обстреливая их с обоих бортов.
В Трафальгарском сражении самыми большим кораблями были 100-орудийные трехпалубные линкоры, орудия которых размещались на всех палубах. Однако большая часть парусных судов была двухпалубными 74-пушечными кораблями. Длина дубового корпуса таких кораблей составляла 48 м. Команда 74-пушечного корабля состояла из 600 человек, а трехпалубного линкора — 800 человек. Линейное орудие каждого военного флота была 32-фунтовая пушка, которая стреляла стальными ядрами весом 32 фунта (14,5 кг). Они размещались на нижней палубе, а более легкие пушки стреляли ядрами 24, 16 и 8 фунтов, расположенными на верхней и средней палубе. Каждое орудие было установлено на лафете, четырехколесном устройстве, с помощью которого ее откатывали, чтобы зарядить ядром. В одном орудийном расчете было 7 человек, которые отвечали за своевременно заряженную пушку, и выстрел, производимый строго по команде. В ствол орудия помещался заряд с порохом, за которым следовал пыж, затем ядро и еще один пыж. Заряд с порохом протыкали, чтобы он мог легко загореться от искры, после чего добавляли еще порох. Командир орудия отводил в сторону затвор и дергал за шнур, после чего появлялась искра, благодаря которой ядро неслось к намеченной цели. Матросы заряжали пушки разными снарядами, которые предназначались для разного вида разрушений. Пороха на корабле было достаточно, чтобы взорвать весь корабль. Пороховые склады освещались фонарями, стоящими за стеклянным окном соседнего помещения, а от влаги погреба защищали угольные панели в стенах. Условия жизни на кораблях того времени были примитивными, отопления не было вообще, а единственный очаг был только для приготовления пищи, который разжигали только в сухую погоду. Матросы спали в гамаках, места не хватало, одновременно могла спать только половина команды.
французский линкор «Redoutable» в абордажном бою с линкором «Victory»
ранение адмирала Нельсона
Адмиралу Нельсону удалось разбить корабельный строй французов. Он выбрал удар на самое уязвимое судно «Redoutable». Подойдя впритык, начался абордажный бой. 15 минут косили моряки друг друга. Стрелок на марсе «Redoutable» разглядел на палубе Нельсона и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Адмирал дал команду прикрыть ему лицо, чтобы не деморализовать матросов.
Адмирал Вильнёв дал флажный сигнал всем кораблям атаковать, но подкрепления не было. Нельсон осуществил свой план, и ввел французов в полнейший хаос. Линия морской баталии была разбита. Французские корабли потеряли связь с испанцами. Соотношение сил изменилось не в пользу французов, поражение было неотвратимо. Тяжелая английская артиллерия била без остановок, ядра падали в нагромождение трупов, которые не были вовремя сброшены в море. Хирурги были совсем измучены, на ампутацию конечностей уходило всего 15 секунд, иначе раненый просто не выдерживал боль.
В 17:30 морское сражение завершилось. К этому моменту 18 парусных французских и испанских кораблей не могли продолжать бой, и были захвачены.
Трафальгарское сражение считается самым грандиозным в истории британского флота морским боем. Англичане потеряли 448 моряков, включая командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона и 1200 раненых. Объеденный франко-испанский флот потерял 4400 человек убитыми и 2500 ранеными, Более 5 тысяч было захвачено в плен, сотни уцелевших оглохли, а многие корабли были разбиты и не подлежали восстановлению.
Результат Трафальгарского сражения отразился на судьбе, как победителя, так и проигравшего. Франция и Испания навсегда утратили морское могущество. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии и вторжения в Неополитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей.
Трафальгарская площадь в Англии
Адмирал Нельсон стал легендой. Вся страна скорбила о его гибели. Вильнёва после одногодичного плена отправили во Францию, где он умер, якобы покончив с собой. А легендарный линкор «Victory», участник того морского боя, до сих пор находится в Портсмуте в качестве корабля-музея, а место гибели Нельсона свято чтят британцы.
- Комментарии
Категории
- Морские новости
- На острие прогресса
- Интересные факты
- Современный флот
- Морские перевозки
- Container ships
- Круизные лайнеры
- Морские круизы
- Речные прогулки
- Cruise ships
- Картины кораблей
- Парусные корабли
- Парусные и моторные яхты
- Военные корабли
- Подводные лодки
- Naval ships
- Флотская энциклопедия
- Исторический экскурс
- Мореплаватели и первооткрыватели
- Классификация
- Двигатели и установки
- Парусное вооружение
- Морские узлы