Малый противолодочный корабль

Малый противолодочный корабль

Изображение

Весной 1977 года американская космическая разведка обнаружила на полигоне Черноморского флота ВМФ СССР необычный сверхскоростной корабль на подводных крыльях. За характерный внешний вид западные эксперты окрестили этот корабль «бабочкой», но понять его боевое предназначение сразу не удалось. Разгадка скрывалась в названии.

Имя Александра Куноховича тесно связано с появлением в СССР нового класса боевых кораблей — малых противолодочных. Наибольшую известность среди них получил проект 1124 «Альбатрос». Именно для взаимодействия с ним и был создан экспериментальный «крылатый» охотник за субмаринами, в котором воплотились мечты талантливого конструктора судостроителя.

Изображение

Жизнь выдающегося инженера и родоначальника малых противолодочных кораблей тесно связана с Ростиславом Алексеевым. Их соперничество в юношеские годы на парусно-моторных судах переросли в разработку судов на подводных крыльях, когда они оба возглавили конструкторские бюро. На счету Алексеева уже были гражданские суда на подводных крыльях «Ракета», «Метеор» и «Комета», а у Александра Викторовича Куноховича охотники за подводными лодками — малые противолодочные корабли. Мало кто знает, что однажды Алексеев даже предложил старому другу — главному конструктору Зеленодольского ПКБ объединится, чтобы сосредоточить усилия на военном кораблестроении. Время требовало наращивание скорости хода кораблей. В результате, Ростислав Алексеев в Горьковском ПКБ стал создавать боевые экранопланы, а Зеленодольское бюро закрепило за собой тематику малых противолодочных кораблей. СССР как воздух нужны были быстроходные боевые корабли, которые могли бы защищать акватории портов и суда находящиеся в море от возможных атак подводных лодок. Вести единоборство с американскими субмаринами в ближней морской зоне СССР в то время должен был корабль проекта 204, но пока Зеленодольские конструкторы создавали этот первый малый противолодочный корабль, он уже отстал от современных требований.

После внезапной гибели атомной подводной лодки «Трешер» США все равно продолжило создание высокоскоростных подлодок. Проблема стала настолько серьезной, что в июле 1964 года в СССР состоялось специальное совещание руководства военно-морского флота и судостроителей посвященный проекту нового противолодочного корабля. После чего в разработку был запущен новый корабль, шифр которого «Альбатрос». При разработке корпуса противолодочного корабля конструкторы испытали большие трудности. Он должен был подходить для стремительного броска не только в район атаки подводной лодки, но и для бесшумного движения с минимальной скоростью обмана ее акустического поиска. Кром того надо было рассчитать конструкцию способную противостоять ударам волн и боевым повреждениям. Точные расчеты судостроителей подтвердились даже через 30 лет.

Изображение

В средине 60-х началась разработка проектно-технической документации. К тому времени разрыв в ядерной гонке между СССР и США стал катастрофическим. По числу баллистических ракет США превзошли СССР в 2,5 раза, а по подводным ракетоносцам в 20 раз. Также в это время Америка начала разработку универсальной торпеды Мк-48. Ее ход и дальность позволяли американским субмаринам атаковать советские корабли, не входя в их зону самообороны. Для советского флота стояла одна задача — научиться обнаруживать противника до начала боевых действий и находиться в готовности 1-2 минуты для уничтожения подводной лодки.

Достоверно обнаружить подлодку с новым оружием могла только неподвижная акустическая антенна. Это и потребовало оптимизировать модель боевого применения малого противолодочного корабля проекта «Альбатрос». Корабль должен был нести дозорную службу в море и одновременно производить гидроакустическую разведку без хода. Убедившись в отсутствии цели стремительно изменить район поиска. В случае обнаружения субмарины и скоростных торпед, атаковать их глубинными бомбами и собственным торпедным оружием. Предусматривалась передача данных о цели и другому кораблю или вертолету. В случае воздушного нападения противника малый противолодочный корабль проекта 1124 мог отразить его зенитно-ракетным комплексом и автоматической пушкой. Уничтожение малоразмерных объектов велось огнем кормовой артиллерийской установкой.

Изображение

Увязать решение такого количества разнообразных боевых задач в конструкции одного корабля водоизмещением в 1000 тонн Зеленодольским конструкторам удалось первыми в мире. При проектировании малого противолодочного корабля отрабатывались десятки новаторских решений. Опыт инженеров высоко оценили в судостроительной отрасли, его даже применили в других конструкторских бюро при создании больших противолодочных кораблей.

Оснастить малый противолодочный корабль торпедами калибром 533 мм аппаратами как основное средство поражения субмарин противника как у эсминцев и крейсеров удалось впервые. Электрические торпеды СЭТ-65 позволяют поражать объекты противника на глубине до 400 м. Причем стрелять из этих установок можно и по надводным кораблям. Дальнобойные торпеды способны преследовать цель по кильватерному следу и нести более 300 кг взрывчатого вещества, поэтому противолодочные корабли проекта «Альбатрос» опасны даже для авианосцев, в слежении за которыми их неоднократно привлекало командование флота.

Компактная энергоустановка малого противолодочного корабля должна была обеспечить движение в широком диапазоне скоростей, от малых — при обследовании глубин, до стремительных — во время выхода на цель. Вес и оборудование было строго ограничено. В результате на каждый из бортовых винтов «Альбатроса» работают по 112 цилиндров сверх эффективных дизелей. На среднюю линию вала смонтировали дополнительную форсажную газовую турбину мощностью 18000 л. с. Данная силовая установка превысила даже характеристики первой атомной подводной лодки «Ленинский Комсомол», которая по размерам была втрое больше. Помимо высокой скорости на малых противолодочных кораблях установлены средства обнаружения субмарин с большой дальностью действия. Решение было найдено в установке на корабле сразу двух гидроакустических систем. Одну станцию по традиции разместили в обтекателе под корпусом, ведущая поиск на ходу и выдавала целеуказания во время атаки. А настоящей изюминкой в конструкции «Альбатроса» стала опускаемая гидроакустическая станция «Эшелон», которая позволила охотнику за субмаринами заглянуть под температурные слои океанской воды. Она принесла свои плоды. Уже во время испытаний станция превзошла по дальности обнаружения субмарин почти в два раза — до 80 кбт.

Чтобы уложиться в жесткие сроки сдачи малых противолодочных кораблей, было принято решение, для их строительства определить города расположенные в глубине страны Хабаровск и Киев. В проект заложили возможность необычной переброски кораблей на флоты по внутренним речным артериям, а основным местом строительства малого противолодочного корабля стал старейший ОАО «Зеленодольский завод» им. А. М Горького.

Изображение

31 августа 1970 года первый «Альбатрос» вошел в боевой состав советского флота и стал настоящей грозой для подводных сил стран НАТО. На западе его сразу отнесли к классу корветов или многоцелевым кораблям ближней морской зоны. По боевой эффективности советский малый противолодочный корабль превзошел даже фрегаты.

Военные корабли проекта «Альбатрос» составили основу сил особых соединений советского военно-морского флота — охрану водных районов. Военные моряки получили от промышленности почти 90 однотипных кораблей, которые стали на флоте не заменимыми.

В конце 80-х в районе Севастополя на государственные испытания вышел четвертый советский авианосец «Баку». Интерес разведок стран НАТО к этому сверхмощному кораблю был столь велик, что для слежения за ним турецкому военному флоту выделили новейшие на то время малошумные подводные лодки немецкой постройки. Тогда в марте 1987 года перед экипажами малых противолодочных кораблей была поставлена задача, очистить акваторию от присутствия этих субмарин. Свои боевые возможности продемонстрировал противолодочный корабль МПК-52, который на протяжении 22 часов держал под прицелом иностранную подлодку, что и вынудило командиру увести ее в собственные территориальные воды.

Изображение

Эффективность гидроакустики кораблей проекта «Альбатрос» позволяет до наших дней не быть морально устаревшей системой. За прошедшее время малые противолодочные корабли проекта 1124 стали по-настоящему универсальными и являются самыми быстроходными в российском флоте.

16:45
Нет комментариев. Ваш будет первым!