Тайна гибели озерного парохода «L. R. Doty»

Тайна гибели озерного парохода «L. R. Doty»

Изображение

Великие озёра настолько огромны, что сами создают погоду и зачастую плохую. Внезапные штормы погубили тысячи кораблей их экипажи, и одним из них стал пароход «L. R. Doty» («Люциус Доти»), исчезнувший без следа. Однако всегда найдутся люди, которые захотят приподнять завесу тайны погибшего корабля.

Воды, которые поглотили около 8000 кораблей стали могилой для 50000 человек. Но американский пароход «L. R. Doty», затонувший на озере Мичиган во время сильного ночного шторма в 1898 году имеет особую историю.

Пароход «L. R. Doty» был одним из последних крупных деревянных судов, построенных в конце XIX века. Он стал вехой в эволюции судостроения, отметив переход от деревянных парусников к современным стальным кораблям. Это было массивное деревянное грузовое озерное судно, на постройку которого ушло свыше 200 куб. метров дуба. Длина судна составляла 91 м, что являлось размерами настоящего колоса того времени. На строительстве парохода «L. R. Doty», впрочем, как и на других лейкерах, не экономили ни материала, ни средств, ведь они были гордостью торгового флота на Великих озерах, ведь они перевозили пассажиров и грузы.

озерный пароход (лейкер) «L. R. Doty»

Изображение

Великие озера содержат 20 процентов мирового запаса пресной воды — важнейшего природного ресурса, но у них есть и темная сторона. Многие привыкли видеть в них красивую водную гладь и волны, но нередко зеркальную поверхность сотрясают яростные штормы, где волны достигают до 12 метров. Трудно в это поверить, но корабли ходят в любую погоду, ведь торговля не любит простоя.

В XIX веке кораблекрушения и гибель матросов на Великих озерах считалось в порядке вещей, да и число грузовых судов росло. Кроме того корабли сильно перегружали поэтому на них было опасно работать. Со временем вокруг судов затонувших в Великих озерах стали появляться легенды, ведь многие корабли погибали в сильный шторм, и их местонахождение установить не удавалось. Так было и с пароходом «L. R. Doty».

Был ветреный октябрьский день 1892 года. Грузовое судно «L. R. Doty» вышло из порта Чикаго с грузом зерна стоимостью 1 миллион долларов по нынешним ценам. Как известно на Великих озерах это была «горячая пора», так как осенью возрастал спрос на перевозку зерна, поэтому озерные суда нередко перегружали в погоне за прибылью. Перегруженность судна позволяла капитанам сорвать большой куш, но только если благополучно придет в порт, ведь из-за глубокой посадки судна, каким и был пароход «L. R. Doty», лейкер становился уязвимым для штормов, которые были в это время года непредсказуемыми.

В свою очередь на озерах нередко можно было встретить пароход, буксирующий за собой какое-нибудь судно. Так было и с «L. R. Doty», он тащил на буксире списанную четырехмачтовую шхуну длиной 74 метра «Olive Jeanette», которая использовалась в качестве грузовой баржи.

четырехмачтовая шхуна «Olive Jeanette»

Изображение

Интересным является то, что в конце XIX века только научились брать другие суда на буксир. Тогда тащить за собой корабль было в новинку.

Пароход и баржу соединял единственный трос толщиной 15 см. Это было крайне не надежно, но пароход на всех парах устремился в ночь, ведя за собой парусное судно. Около пяти вечера ветер изменился. Суда шли к северу, и у них был попутный ветер, но вскоре он стал дуть прямо в нос. Внезапно налетел шторм, и сворачивать было некуда. Скорость ветра достигала 14 метров секунду, а высота волн 6 метров. Привязав себя к штурвалу, капитаны вели свои суда наперекор шторму. Под ударами волн трос, то натягивался, то провисал. Буксирующий пароход старался избежать этого, ведь нельзя допускать, чтобы одно судно оказалось на гребне волны, а другое провалилось вниз. Корабли при буксировке должны двигаться синхронно. Но через два часа сильной качки трос не выдержал и оборвался. На удаляющийся пароход все больше и больше стали обрушиваться волна за волной, которые перекатывались через все судно, ломая палубные сооружения, а команде парусника оставалось только молиться о спасении.

Капитан парохода попытался маневрировать среди волн, ведь у него не было иного выхода — речь шла о спасении не только своего судна и экипажа, но и человеческих жизнях буксируемой баржи, за которых он тоже был в ответе. Но подставлять борт под 9-метровые волны равносильно самоубийству. Пароход «L. R. Doty» был обречен, этот маневр стал для него роковым. Сильные волны проломили крышки грузовых люков, и вода быстро заполнила внутреннее пространство. Команда пряталась от волн на нижней палубе, но это их не спасло. Вскоре пароход устремился кормой вниз, и ударился o дно озера Мичиган, затонув в 95 км к северу от Чикаго неподалеку от Milwaukee (Милуоки) на глубине 91 метр.

пароход «L. R. Doty» на дне озера Мичиган

Изображение

Изображение

Команда парусника осталась один на один с бурей и мраком озера. В распоряжении капитана был штурвал и единственный парус — стаксель, который позволял рулить. Он не оставлял штурвал ни на секунду, а волны шли одна за другой. Нос то и дело зарывался в воду.

Изображение

Спустя двое суток шторм, наконец, утих. Парусное судно отнесло на юг примерно туда, откуда оно вышло, но на этом его история не закончилась. Вскоре шхуну «Olive Jeanette» отремонтировали, и она еще несколько лет продолжала использоваться в качестве грузовой баржи, пока 3 сентября 1905 года не погибла на озере Верхнем — самом крупном на Великих озерах, во время сильного шторма, затонув вместе с буксирующим пароходом.

16:45
Нет комментариев. Ваш будет первым!