Японская супер подлодка

Японская супер подлодка

Изображение

Весной 1946 года спустя восемь месяцев после окончания Второй мировой войны в США на высочайшем правительственном уровне было принято решение — одну из самых совершенных японских систем вооружения отправить на океанское дно, чтобы избежать его попадания в руки ССССР.

В разгар войны американские ученые пытались раскрыть секреты атомной энергии, нацисты разрабатывали баллистические ракеты для бомбардировки городов за сотни километров от места запуска, японцы также создавали секретное оружие, чтобы бомбить американские города Вашингтон, Нью-Йорк, Майями, Сан-Диего, Лос-Анджелес и Сан-Франциско и таким образом заставить США сдаться. В наши дни спустя десятилетия команда экспертов исследует то, что же Америка хотела сохранить в секрете.

На глубине около 800 метров исследователи из Гавайского университета в Оахо обнаружили затонувший корабль времен Второй мировой войны, который часто обсуждался, но не был найден. Эта глобальная система вооружения была настолько секретной, что американцы не знали о его существовании до окончания войны.

Совершенно секретная история подлодок I-400 началась сразу после смертельной атаки Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. В то время японский флот был самым мощным на Тихом океане. Разработчиком японской атаки на американскую базу был выпускник Гарвардского университета адмирал Исороку Ямамото. Его целью было нанести столь мощный удар по Америке, что мирное население пало бы духом и запросило бы Японию о перемирии. В результате атаки было потоплено 5 линкоров, повреждено 3 эсминца и несколько десятков небольших кораблей. И к счастью американцев, что все три авианосца в это время находились в открытом море. Но это было не единственным промахом японского военного плана. Они также серьезно недооценили желание США отомстить. Спустя день после Перл-Харбора Америка объявила войну Японии. Вовсе не падая духом, они начали восстанавливать свой понесший урон военный флот и направили свои защитные ресурсы на победу над Японией.

Изображение

Но раз Япония хотела принудить Америку сесть за стол переговоров, Ямамото должен был придумать способ заставить её уйти в оборону, где можно было деморализовать гражданское население и сделать эту войну слишком дорогой для Соединенных штатов. И он должен был сделать это быстро. В месяцы последующие после Перл-Харбора адмирал был погружен в поиски способов развязать войну в самом сердце США, несмотря на то, что эта страна находится в тысячах километрах от Японии. Он присматривался к успеху немецких подводных лодок U-boat, несущих смерть кораблям в Атлантическом океане. Если немецкие субмарины смогли подойти близко к восточному побережью США, то почему бы японским субмаринам не терроризировать западное побережье. Для проверки своей теории Ямамото отдал приказ о серии операций в районе американского побережья. Он отправил японскую субмарину к Санта-Барбаре, Калифорния с целью атаковать нефтеперерабатывающий завод. Ущерб был не значительным, но все побережье было охвачено страхом возможного японского вторжения. Столь сильная реакция привела адмирала к мысли, что серия нападений на американскую сушу может привести к серьезным потрясениям, и возможно заставить американцев отказаться от войны. Однако для осуществления его плана ему надо было обладать гораздо большей огневой мощью, чем могла нести на себе одна небольшая субмарина. Авианосец с флотилией бомбардировщиков идеально подходил для этого задания, но США находящиеся в состоянии полной боевой готовности не позволили бы авианесущему кораблю достигнуть побережья. Вскоре у Ямамото появилась идея, которая бы изменила правила ведения войны. Он решил объединить огневую мощь авианосца со скрытностью подводной лодки. В результате будет создан подводный авианосец так нужный японцам для того чтобы переломить ход войны.

Идея размещения самолета на подлодке не нова, но только для очень специфических задач — для разведки. Но японский адмирал хотел знать может ли запускаемый из-под воды самолет стать инструментом не только разведки, но и нападения. Для этого он отдал приказ о другой экспериментальной миссии. На этот раз небольшой самолет, запущенный с подлодки сбросил зажигательные бомбы над Орегоном с целью спровоцировать лесной пожар. Пожар не начался, но операция убедила Ямамото в том, что подлодка может незаметно проскользнуть мимо береговой обороны и нанести удар по ничего не подозревающему гражданскому населению. Если всего лишь один запущенный из-под воды самолет может разжечь панику возможно целый флот таких самолетов сумеет поставить устрашенную Америку «на колени». Вскоре Ямамото приказал своим инженерам разработать флот подводных авианосцев, способных пройти незамеченными через Тихий океан, и запустить эскадрилью высокотехнологичных бомбардировщиков для атаки городов с западного побережья, а потом исчезнуть без следа, как немецкие субмарины. Однако Ямамото хотел большего от супер подлодки, он хотел, чтобы его новое оружие наводило ужас на американцев благодаря атакам на Манхеттен, а возможно даже на Вашингтон.

Адмирал назвал этот класс субмарин I-400 «Сентоку» и объявил проект совершенно секретным. Теперь японцам предстояло понять как построить это супер оружие вовремя, и чтобы оно оказало свой эффект на ход военных действий, ведь на тот момент в США ускоренно велись работы над собственным совершенно секретным оружием — над атомной бомбой под кодовым названием «Манхеттен». Американцы подозревали, что немцы и японцы работают над созданием собственных атомных бомб, поэтому торопились.

Стандартная подлодка в те дни имела форму сигары, и цилиндрический корпус до 100 метров в длину. Тогда никто не знал, сможет ли типичная субмарина плавать с тяжелым ангаром и тремя самолетами на палубе. Японские кораблестроители должны были найти способ установить самолеты на подлодку, не нарушая ее тонкой балансировки. И решение было найдено — два корпуса лодок класса I-14, балансирующие друг друга, делали конструкцию подлодки очень устойчивой. Теперь решив свою самую основную проблему, японцы смогли приступить к постройке своего нового супер оружия и ввести его в строй. Создание этих гигантских подлодок началось в январе 1943 года. Из-за серьезной нехватки стали и рабочих рук в Японии адмирал Ямамото смог заказать постройку только 18 подводных авианосцев, каждый из которых мог нести до 3 бомбардировщиков с одной бомбой на каждом. Это означало, что за одну операцию могло быть сброшено максимум 54 бомбы. Адмирал понимал, что такое количество вряд ли серьезно нанесет ущерб по американским городам, и тогда он начал рассматривать другие возможности — бактериологическое оружие. Сомнений не было, что такое оружие массового поражения вызовет огромные потери и будет гораздо более эффективно сеять панику в рядах американских граждан, чем типичная бомба.

Изображение

В январе 1943 года параллельно с постройкой первой японской супер подлодки I-401 флот также создавал секретный бомбардировщик, транспортируемый в водонепроницаемом ангаре на борту субмарины. Новый самолет получил название Aichi M6A1 Seiran, означающий «шторм в ясный день». Неплохое имя для самолета исполнителя внезапных атак адмирала Ямамото.

Изображение

Новейший бомбардировщик стал серьезным пополнением японского боевого флота. Главным чудом самолета была эффективность. Двухместный бомбардировщик, оснащенный мотором мощностью 1400 л.с. мог нести бомбу до 800 кг. При максимальной скорости 600 км/час он подходил для вылетов радиусом до 1000 км. Однако японские авиаконструкторы столкнулись с проблемой — аппарат имел размах крыльев 12 метров. Хотя японская подлодка и была шире любой из своих предшественниц самолетный ангар, установленный на ее палубе, был всего 3,5 м в диаметре, и не позволял поместить в него бомбардировщик, не демонтируя крылья. Для японских конструкторов это не составило особой проблемы. Решение было найдено в укладке некоторых конструкций фюзеляжа в пространстве равной окружности пропеллера, и составляющее чуть больше 3 м в диаметре. Для складывания бомбардировщик «Сейран» имел подвижные центральные лонжероны; горизонтальные стабилизаторы, отклонявшиеся к низу; складывающиеся края вертикального стабилизатора, и концовки киля.

Изображение

Изображение

Изображение

Но была еще одна проблема, которую предстояло решить японским авиаконструкторам. После прибытия супер подлодки в пункт назначения могло потребоваться до 20 минут для разогрева мотора каждого из бомбардировщиков перед взлетом. Запуск моторов в ангаре в подводном положении субмарины подвергал экипаж опасности отравиться угарным газом, но японцы нашли мудрое решение. Морские инженеры предложили использовать отдельную емкость для подогрева моторного масла, так как не разогретая субстанция имеет высокую вязкость, и не позволяет эффективно запустить авиамотор. Теплое масло было всегда готово для закачки в цилиндры и краны.

Запуск бомбардировщика с подводной лодки производился в несколько этапов. Заправленный подогретым машинным маслом самолет выкатывали из ангара на стартовую дорожку, затем запускали мотор, в это время крылья, киль и горизонтальное оперение приводилось в полетное положение, и фиксировались. Потом к самолету присоединялись поплавки. Аппарат готов к взлету. Запуск бомбардировщиков производился с помощью 36-метровой катапульты, расположенной в носовой части палубы подлодки «Сентоку». Команда из 4 человек могла подготовить и произвести запуск трех самолетов в течение 40 минут.

Изображение

Осталось прояснить еще одну вещь. Подлодка «Сентоку» была очень короткой и самолеты не могли садиться на нее, поэтому возвращающиеся бомбардировщики приводнялись на воду, откуда при помощи специального гидравлического крана их «водружали» обратно на палубу. После решения всех конструкторских проблем программе «Сентоку» был дан зеленый свет. Все шло по плану, но неожиданно в апреле 1943 года японский флот понес огромную потерю — самолет с адмиралом Ямамото сбивают над Соломоновыми островами. Лишившись покровителя программы, темпы развития были снижены. Заказ на супер подлодки немедленно уменьшили с 18 до 9 штук. Только через 1,5 года после смерти адмирала его новейшее оружие увидело свет.

Изображение

В декабре 1944 года создание первой супер подлодки I-401 наконец-то было завершено. Спустя пару месяцев вторая субмарина была готова к использованию. С водоизмещением 6500 тонн «Сентоку» в три раза превосходила любую другую подводную лодку. Подлодки класса I-401 длиной 122 метра оставались самыми большими в мире вплоть до 60-х годов, пока эстафету не перехватили современные атомные субмарины советского производства. Эти монстры были настоящими крепостями, способными действовать как под водой, так и на поверхности. Подводный авианосец нес три морских пикирующих бомбардировщика в ангаре длиной 31 метр. Пневматическая катапульта запускала самолеты даже при неспокойном море. Помимо этого она имела артиллерийское вооружение в составе 140 мм пушки в корме, 4 зенитных установок защищавших большой корабль от атак с воздуха, 8 носовых торпедных аппаратов. Подводные авианосцы оснащались четырьмя двигателями мощностью по 3000 л.с., и могли без дозаправки сделать полтора оборота вокруг земного шара. С такими возможностями Япония могла атаковать где угодно и когда угодно. Экипаж для подлодок отбирался из офицерской элиты, с которым хорошо обращались. Хотя боевой дух экипажей был высок, японское командование знало о реальном положении дел в военно-морских силах.

Изображение

К 1944 году Япония была загнана в угол. Американский флот властвовал на Тихом океане, а империя в южных широтах разваливалась. Военное руководство надеялось отыграться, перекрыв поставку снабжения для войск союзников. Во внимание был взят Панамский канал, разрушение шлюзов которого заставит американцев и их союзников направлять свои корабли и суда из Атлантики в Тихий океан через мыс Горн, где их будут поджидать японские субмарины.

Данная цель была очень сложной, так как шлюзы озера Гатун тщательно охранялись зенитными орудиями. Рассматривался вариант сбросить бомбы с большой высоты, но при этом шансов на попадание почти не было, ведь с высоты 4 тысячи метров шлюзы были не толще волоса. А имея всего 6 самолетов с одной бомбой на борту у каждого права на ошибку не было. Подобно всем атакам последних дней войны и в этом случае все сводилось к токко — миссии камикадзе, то есть миссии без возвращения.

В то время как японский флот готовился к своей секретной миссии в Панамском канале, американский проект тоже готовил свою операцию. Комитет обсудил список целей для возможных ядерных бомб. Хиросима была одним из 5 рекомендованных городов. В то время как каждая страна пыталась ввести в действие свое секретное оружие, силы союзников высадились на остров Окинава всего лишь в 1500 км от Токио. В ожесточенных боях Япония потеряла тысячи людей и сотни единиц боевой техники. Американское вторжение в Японию казалось неизбежным и тогда военно-морское руководство Японии меняет задание подлодкам «Сентоку». Их новой целью стал атолл Ulithi, который служил перевалочным пунктом для огромного американского флота, готовящегося к вторжению в Японию. В качестве целей были выбраны авианосцы. На задание было отправлено две супер подлодки I-401, I-402 и две дополнительные субмарины для подстраховки. Чтобы увеличить шансы на успех командование приказало нанести на японские бомбардировщики американские опознавательные знаки, что нарушало правила ведения войны. Но операцию преследовали неудачи. На пути к атоллу одна из меньших подлодок была потоплена американским военным кораблем. Все 140 подводников погибли. Пытаясь избежать столкновения с кораблями противника, японское командование решило изменить место встречи субмарин, но сообщение не было получено, и группа не вышла в точку сбора.

В это время мир узнает шокирующие новости — Америка применила свое секретное оружие против Японии, сбросив 6 августа атомную бомбу на Хиросиму и 9 августа на Нагасаки. Шесть дней спустя 15 августа император Хирахито объявил о капитуляции Японии. Вечером 22 августа экипажи подводных авианосцев получили приказ сбросить все вооружение и боеприпасы в море. Представления о том, как нужно сдаваться не было. Потеря чести императорским флотом смывалась кровью старшего командира. Остальные члены команды должны были вернуться и возрождать страну.

Вскоре все экипажи японских супер подлодок были взяты в плен. Первой из уникальных лодок американцы завладели I-401. Для этого на борт невиданной подлодки высадилось 44 военных специалиста. Все оборудование сильно отличалось от американских систем. Они быстро поняли, что корабль, на котором они находятся, не похож ни на один виденный ими ранее. Подлодка имела два корпуса, причем у каждого имелось свое машинное отделение.

Изображение

После того как японские экипажи подлодок были возвращены домой, в декабре 1945 моряки решили доставить один необычный корабль в США для дальнейшего изучения в Перл-Харбор. Трофейная подлодка I-401 прибыла в Америку сразу после Нового года, но военно-морские силы США не тратили времени напрасно. Они изучали и описывали каждую деталь конструкции супер-подлодки. Однако к весне 1946 года наступили новые времена, и секретные японские подводные лодки снова окутала завеса тайны. На этот раз США прятали их от Советского Союза, которые не хотели, чтобы уникальные технологии попали в руки советов. Чтобы опередить русских, которые могли отправить делегацию для инспектирования супер подлодок, американские ВМС приняли решение отбуксировать 24 захваченных подлодки в залив Сасебо на западном побережье Японии, чтобы до мельчайших подробностей изучить их новое секретное оружие. Но пока проходило исследование уникальных подводных лодок, поступил неожиданный приказ — разрушить и затопить все захваченные подлодки. Так был дан старт операции под названием «Тупик». В залив Сасебо доставили сотни тонн взрывчатки. Заряды заложили в двигатели и торпедные аппараты всех японских субмарин. Утром 1 апреля 1946 года японский подводный флот был доставлен к месту последней стоянки в район названный «Точка «Бездна 6». Чтобы отправить субмарины на дно американским морякам понадобилось всего 3 часа. Утром 31 мая 1946 года супер подлодка I-401 также была уничтожена недалеко от Перл-Харбора, с которой был потерян уникальный шедевр военно-морской технологии. Теперь никто и никогда не узнает их настоящий потенциал.

Изображение

Несмотря на то, что шансы на успех были очень невелики сложно не согласиться, что лодки класса «Сентоку» I-400 были потрясающим оружием. Они были триумфом технологии, подоспевшей слишком поздно. Но в этом аспекте более важен сам прецедент в области подводной войны, созданный в преддверии атомной эры. В 50-х годах появился новый тип американских субмарин поразительно напоминающих японскую субмарину. Лодка класса «Regulus» с ангаром на палубе и предназначенным для запуска ракет вместо самолетов, проложили дорогу подлодкам с баллистическими ракетами, которые сейчас являются основой ядерного арсенала.

16:45
Нет комментариев. Ваш будет первым!