Корабельный
портал korabley.net

Развитие морской навигации

Новые сообщения Участники Правила форума Поиск RSS
Страница 1 из 11
Форум моряков » Технический раздел » Общий технический форум » Развитие морской навигации (Эволюция развития приборов морской навигации)
Развитие морской навигации
КорабелДата: Понедельник, 13.04.2009, 14:10 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Насяльника
Сообщений: 59
Статус: Offline


Морская астронавигация относится к одной из древнейших наук, сыгравшей исключительно важную роль в развитии торгового мореплавания и обеспечении военного кораблевождения. От точности и надежности морских средств астронавигации зависит эффективность использования морских судов и военных кораблей разных классов.
Исторический путь развития средств морской астронавигации достаточно велик и берет свое начало от таких первичных астрономических инструментов, как гномон, квадрант, астролябия, градшток, позволявших судам ориентироваться в море при плавании вне видимости берегов.



Важной вехой в эволюции явилось изобретение в 1731 году секстана - прибора для измерения высот видимых небесных светил (Солнца, Луны, звезд, планет). Автором секстана считается английский механик и астроном Д. Гадлей. В дальнейшем конструкция секстана совершенствовалась и улучшалась, возрастала точность измерения с его помощью углов. В совершенствовании конструкции этого прибора и методики его использования принимали участие ученые М. В. Ломоносов, Б. А. Вилькиций. Большую роль секстан сыграл во время второй мировой войны, когда небесные светила часто являлись единственными источниками уточнения координат места и поправки курса кораблей. В послевоенные годы были выпущены модели – «СН-ЗШП», «СН-2М», «СНО», «СНО-М», «СНО-Т» (тропикоустойчивый).
Вместе с тем опыт войны выявил существенный недостаток в применении секстана на подводных лодках: во время определения места нахождения значительно снижалась их скрытность. Возникла идея создания перископного надводного секстана, которая была реализована в послевоенный период. В 1949 году под руководством Л. П. Быстрова был создан и принят на вооружение подводных лодок универсальный перископ с гирогоризонтом, положивший начало подводной астронавигации. Через перископ с подводной лодки, находясь в подводном положении, могли наблюдать за поверхностью моря и воздушной обстановкой, а также измерять высоты и азимуты небесных светил с целью уточнения своего местоположения. В 1960 годах были разработаны навигационные комплексы «Плутон-1», «Север-Н», «Сила-Н», высокоточные двухканальные астронавигационные перископы «Лира», «Сегмент», которые позволяли одновременно измерять высоты и азимуты небесных светил, что сокращало время нахождения головной части перископа над поверхностью воды.

Пути создания оптических астронавигационных систем привели к принятию на вооружение подводных лодок оптико-телевизионных систем и специальных прецизионных астрокорректоров, с помощью которых можно было наблюдать звезды не только в темное время суток, но и в дневное время. Первый астрокорректор «Волна» был изобретен В. И. Митиным в1969 году.

С появлением цифровых вычислительных комплексов возможности приборов возросли. Однако ахиллесовой пятой оптических астронавигационных систем оставалась их зависимость от гидрометеорологических условий.

В 1942 году было замечено радиоизлучение Солнца и звездных образований. Воспользовавшись этим открытием, ученые построили радиосекстан, который воспринимал наиболее мощное радиоизлучение Солнца и позволял определять направление на эффективный центр светила. Первый отечественный радиосекстан «Самум» был изобретен в 1964 году. Работы по совершенствованию продолжались, и в итоге был изобретен прибор под названием «Снегирь». В последствии был принят на вооружение подводных лодок с ракетным вооружением в 1973 году. Он имел несколько измерительных каналов: по космическому радиоизлучению и по оптически видимому излучению небесных светил. Дальнейшее совершенствование было направлено на его надежность и точность.
В отличие от навигационного оснащения подводных лодок работы по созданию астронавигационных систем надводных кораблей не носили столь направленного и последовательного характера, причем за основу при разработке брались перископные аналоги. Первые астронавигационные системы надводных кораблей были разработаны в 1960 году.
Таким образом, средства морской астронавигации прошли следующие этапы развития: изобретение и совершенствование ручного секстана, который широко применяется на кораблях и судах в настоящее время; разработка и совершенствование перископных секстанов, позволяющих измерять высоты и азимуты оптически видимых небесных светил в темное время суток; разработка астрокорректоров, позволяющих измерять высоты и азимуты не только в темное, но и в светлое время суток; разработка радиосекстанов и радионавигационных систем, позволяющие проводить измерения благодаря космическим источникам излучения.
Прикрепления: 8592885.jpg(26Kb) · 3853148.jpg(17Kb)


Успех подобен лестнице, приставленной к стене - еще никому не удалось взобраться наверх, держа руки в карманах
 
RBJДата: Понедельник, 13.04.2009, 21:52 | Сообщение # 2
Группа: Разработчики
Zлой БотаNИк
Сообщений: 112
Статус: Offline
Всетаки я склоняюсь к названию "секстант".

Quote
Секстант (от лат. sextans, род. падеж sextantis — шестой) (в морском деле — секстан), угломерный зеркально-отражательный инструмент для измерения высот небесных светил над горизонтом или углов между видимыми предметами (на берегу) с целью определения координат места наблюдателя. С помощью секстанта можно измерять углы до 140°. Для определения места положения корабля или самолёта по небесным светилам с помощью секстанта обычно измеряют высоты нескольких небесных светил над линией видимого горизонта. Затем вводят в полученный результат ряд поправок, учитывающих понижение видимого горизонта, полудиаметр наблюдаемого светила и др., и определяют (аналитически или, чаще, графически) поправки к счислимым координатам, пользуясь формулами и приёмами мореходной астрономии и авиационной астрономии.


Убивай! Повелевай!
 
RBJДата: Понедельник, 13.04.2009, 22:05 | Сообщение # 3
Группа: Разработчики
Zлой БотаNИк
Сообщений: 112
Статус: Offline
Википедия тоже говорит "секстант"

Убивай! Повелевай!
 
КорабелДата: Понедельник, 13.04.2009, 22:16 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Насяльника
Сообщений: 59
Статус: Offline
Нк что ж посмотрев несколько научно-популярных источников я тоже склоняюсь к этому названию.

Успех подобен лестнице, приставленной к стене - еще никому не удалось взобраться наверх, держа руки в карманах
 
gagamurДата: Вторник, 14.04.2009, 16:46 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 8
Статус: Offline
Должен признаться что на данный момент определение координат вообще не представляет ни какой сложности не зависимо от погоды и умений человека... GPS-приемники доступны даже на бытовом уровне, не говоря уже о судостроении, где его стоимость по отношению к стоимости самого судна просто мизерна.
Хотя конечтно не стоит забывать о дедовских методах... морзянку по сей день учат и не зря :-).
 
RBJДата: Вторник, 14.04.2009, 18:04 | Сообщение # 6
Группа: Разработчики
Zлой БотаNИк
Сообщений: 112
Статус: Offline
Да, я морзянку до сих пор помню и принимаю групп 14-16, так её в голову вдолбили семь лет назад. wacko

Quote (gagamur)
Хотя конечтно не стоит забывать о дедовских методах
Так, для истории, пусть будет. biggrin


Убивай! Повелевай!
 
gagamurДата: Среда, 15.04.2009, 01:02 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 8
Статус: Offline
Ну почему - пусть будет?!...
ЧЕМ ПРОЩЕ МЕХАНИЗМ ТЕМ РЕЖЕ ЛОМАЕТСЯ!!!

biggrin biggrin biggrin

P.S.
а где учился??

 
RBJДата: Среда, 15.04.2009, 02:10 | Сообщение # 8
Группа: Разработчики
Zлой БотаNИк
Сообщений: 112
Статус: Offline
Quote (gagamur)
а где учился??

Зеньковская 44 biggrin


Убивай! Повелевай!
 
КорабелДата: Воскресенье, 19.04.2009, 21:51 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Насяльника
Сообщений: 59
Статус: Offline
Дело в том ребята, что если во всем будем надеяться на электронику, то вообще забудем азы.

Успех подобен лестнице, приставленной к стене - еще никому не удалось взобраться наверх, держа руки в карманах
 
Форум моряков » Технический раздел » Общий технический форум » Развитие морской навигации (Эволюция развития приборов морской навигации)
Страница 1 из 11
Поиск: